Варить натуральное мыло очень накладно. Во-первых, для производства сырья необходимы высококачественные натуральные масла. Во-вторых, функциональными добавками в такое мыло служат масла эфирные. Добывать их сложно, и потому они дороги. Плюс нужны абразивы для отшелушивающего эффекта, фрагменты растений для пущей красоты и прочие примеси. В-третьих, технологию усложняет глицерин. Это вещество в ручном мыле играет одну из главных ролей, но процесс производства из-за него серьезно усложняется. Например, хорошее мыло должно определенное время отлежаться в помещении со стабильными показателями температуры и влажности. Аналогично тому, как зреет сыр или вино. Прямо скажем, не все производители такими тонкостями озадачиваются.
Но главный камень преткновения -- основа, из которой варят мыло hand made. Подавляющее большинство производителей идут по пути наименьшего сопротивления и покупают за границей готовую основу. На рынке множество предложений по продаже такого сырья. Такое производство существенно экономит усилия: купил стружку, расплавил, добавил пару-тройку красителей и отдушек, сушеных ромашек и дробленой ореховой скорлупы -- и готово, можно резать и продавать. Некоторые честно и не без гордости так и пишут на упаковке: сделано из импортной основы. Между тем, из чего она состоит, какого качества и происхождения ее компоненты, достоверно производитель может и не знать. Поэтому гарантировать, что основа натуральная и тем более качественная, можно только в том случае, если мыловар сам закупает масла высокого качества и на собственном предприятии делает то, что называется реакцией омыления.
Соблазн подмешать какой-нибудь химии велик всегда. Оттого что каждый компонент отвечает за определенное свойство готового продукта, разрабатывать рецептуру сложно и долго. А стоит только добавить в сырье, например, немного стирального порошка, и мыло будет восхитительно пениться хоть в жесткой, хоть в морской воде. Кандидат технических наук, доцент СПбГТИ(ТУ), директор питерского мыловаренного предприятия "Гиттин" Леонид Тубин считает себя одним из создателей первого в России мыла ручной работы: "Натуральный продукт сделать очень непросто. Ведь надо, чтобы пена была нежной, обильной и устойчивой, чтобы мыло "не раскисало", не растрескивалось во время хранения и т. д. Наши специалисты, например, бились полгода, чтобы разработать оптимальный состав и пропорции для первых трех сортов мыла, еще несколько месяцев ушло на отладку технологии. Это было в 2000-2001 годах, и сейчас у нас три мыльные основы, которые мы, разумеется, делаем сами, и свыше 30 сортов мыла. И все это время работа над рецептурами и технологией не прекращается".
Жидкая среда
Лет 15 назад на рынке появился принципиально новый продукт -- жидкое мыло. Прозрачные гели психоделических цветов и райских ароматов быстро завоевали своих почитателей, и их популярность продолжает расти. По итогам 2006 года гели для душа занимают 14,7% рынка средств для ванны и душа, жидкое мыло -- 8,9%, пена для ванн -- 6,5% (по оценке компании ICNielsen). Причем спрос постепенно растет. По данным ассоциации "Старая крепость", в различных странах Европы ежегодный прирост этого подсегмента составил от 4 до 13%. Хотя переплюнуть кусковое мыло жидким средствам едва ли удастся: ему принадлежит 72,9% рынка. Кроме того, средняя цена флакона -- 90-120 рублей по сравнению с 20 рублями за кусок.