Если верить байкам мыловаров, мыло изобретено самой природой. Для его производства нужны лишь жир, зола и вода. Однако современные средства гигиены, на упаковке которых написано "мыло", иногда ничего мыльного не содержат.

   Твердый состав

   Насколько мыло -- природный продукт, можно спорить, но для его производства действительно необходимы три простейших натуральных компонента. Однако если изучить химический состав на любой упаковке современного мыла, пальцев обеих рук может не хватить, чтобы подсчитать количество ингредиентов. И значиться там будут вещества, к природе отношения не имеющие: начиная с лаурил- и лауретсульфатов и заканчивая стабилизаторами и консервантами. Натуральное мыло, конечно, тоже можно найти на полках магазинов, но стоит оно не в пример дороже -- в среднем от 100 до 350 рублей за 100 г (его чаще продают вразвес). Доля такой продукции на российском рынке составляет не более 5% общего количества средств для ванны и душа. Потребитель в замешательстве: настоящее натуральное мыло, несмотря на простой состав, редко и дорого, а промышленное, хотя и представляет собой высокотехнологичный продукт, доступно и дешево.

   Причины прозаичны и продиктованы условиями рынка.

   В промышленном производстве мыла (возьмем для начала кусковое туалетное) используется комплекс жировых компонентов. Чаще всего это пальмовое (или пальмоядровое, как говорят специалисты) и кокосовое масла и их заменители: светлая канифоль, талловое масло, синтетические жирные кислоты. Но, разумеется, из топора каши не сваришь, а исходный продукт должен быть максимально качественным.

   Как пояснила нам Татьяна Пучкова, кандидат биологических наук, эксперт, председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации, качество мыла определяется содержанием в нем именно кокосового масла. То есть чем его больше, тем качество выше и тем дороже в итоге продукт. У профессионалов существует классификация. Если кокосового масла около 15%, продукт относят к высшей категории качества -- первой группе. Немного меньше -- от 10 до 12% -- кокосового масла содержится в мыле второй группы. Наконец, мыло с наименьшим процентом содержания -- до 10% -- составляет третью группу.

  Кроме того, современное мыло, чтобы быть востребованным на рынке, должно не только выполнять свою основную функцию -- отмывать грязь. Оно должно делать это бережно (если мыло увлажняющее), смывать вместе с грязью микробов (если детское), на какое-то время не оставлять после себя ничего живого на коже (если антибактериальное), а также приятно выглядеть и пахнуть. Еще необходимо, чтобы мыло долго хранилось в упаковке, не теряя своего внешнего вида.

   За каждое из этих достоинств отвечает отдельный компонент. Например, благодаря добавлению мочевины мыло становится увлажняющим: это вещество оказывает смягчающий эффект. В детское мыло могут добавлять азулен или бисаболол (вещества, полученные из ромашки аптечной): они оказывают легкое антисептическое действие. С той же целью во взрослое мыло добавляют экстракт чайного дерева. В антибактериальное подмешивают антибиотики (например, широко разрекламированный триклозан или его аналоги).
Hosted by uCoz